Информатика и ИКТ. Готовность учащихся к поступлению и обучению в ВУЗах Китайгородская И.А.
МОУ гимназия имени академика
Н.Г. Басова при ВГУ
e-mail: kitaygorodskaya@mail.ru
Проблема, которую хотелось бы поднять в данной статье
является актуальной на всем протяжении
времени с момента введения предмета информатика и ИКТ в школе — как
изучение данного предмета в школе может помочь абитуриенту, а впоследствии
студенту при обучении в ВУЗе? На первых порах актуальной была только вторая
часть вопроса, поскольку данный предмет не входил в список вступительных
экзаменов.
Информатика и ИКТ стала равноправной дисциплиной при
изучении в старших классах в 80-х годах прошлого века. Элемент новизны вызывал
большой интерес у школьников к данному предмету, но отношение у большинства не
было достаточно серьёзным, поскольку информатика не входила в обязательный
список выпускных и вступительных экзаменов. Кроме того на первых порах связь с
другими предметами была весьма слабая. На протяжении последующих двух десятилетий
эта связь начала прослеживаться все более сильно. Сначала это были только
естественные дисциплины, а именно, математика и физика. Затем происходило расширение этого взаимодействия
на более широкий круг предметов. На сегодня информационные технологии
используются практически во всем учебном процессе, во всех предметах.
Изменилось также и техническое оснащение при преподавании предметов в школе в
сторону его интерактивности. Естественно при этом предположить, что и уровень
подготовки ученика по предмету информатика и ИКТ, особенно в старших классах со
специализацией математика, информатика, физика требует более серьезных глубоких
знаний, которые в последствии помогут будущему студенту легче адоптироваться в
самый сложный момент его становления в ВУЗе – на первом году обучения.
Так как сегодня информатика стала одним из 4-х
вступительных экзаменов на многие технические специальности, то отношение к
предмету изменилось в сторону его значимости и количество учащихся, которым
необходимо сдавать ЕГЭ по информатике возросло. Это положительно отразилось на
процессе преподавания информатики в школе и как следствие, на подготовку
учащихся не только к сдаче самого экзамена, но и к дальнейшей учёбе в ВУЗе.
Для учащихся профильных классов, необходимо делать
дополнительный упор на следующие направления:
· Информация и её кодирование;
· Системы счисления и представление чисел в компьютере;
· Основы логики;
· Элементы теории вероятности;
· Элементы комбинаторики;
· Информационные технологии;
· Программирование;
· Моделирование;
Такое тематическое построение дает положительный
результат не только при сдаче экзаменов в форме ЕГЭ, но и при обучении на
первых порах в ВУЗах по ряду таких дисциплин как информатика, математика,
дискретная математика, программирование. Знания и умения, полученные в школе
должны помочь им адаптироваться к дальнейшему обучению в ВУЗе. Важнейшими
навыками, полученными в школе, по моему мнению, являются умение работать с
информацией и умение логически мыслить.
Уже обладая этими навыками, дети достаточно легко осваивают
информационные технологии и программирование.
На протяжении многих лет, выпускники нашей гимназии,
поступившие на естественные специальности в ВУЗы, отмечали их более высокий
уровень знаний на фоне других студентов. При этом надо отметить, что существующий элемент
эйфории выпускников по поводу того, что и в дальнейшем их школьной базы будет
достаточно для беззаботного обучения в ВУЗе, может сыграть и отрицательную
роль. Со стороны учителя необходимо предупредить учеников о возможных
сложностях, с которыми им придется столкнуться несколько позже, чем другим
студентам.
В заключение хотелось бы добавить, что такой предмет
как информатика и ИКТ с годами будет занимать все более и более сильные
позиции. И хотя информатика является по своей сути прикладной наукой, со
временем будет происходить не только усиление ее роли в обучении в средних и
высших учебных заведениях, но и проникновение ее практически во все сферы нашей
повседневной жизни.
Литература:
1.
Антонов Ю.С. Некоторые вопросы подготовки ЕГЭ по
информатике, Якутск 2006г. – С. 7-11.
2.
Босова Л. Л. Линия алгоритмизации: от пропедевтики
к ЕГЭ, журнал «Информатики и образование» № 3, 2009.
3.
Краснов П.С.,
Ашутова Т.В. Преемственность школа - ВУЗ. Новый взгляд на преподавание
информатики и ИКТ в школе, http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/konf/2006/section1/4.htm
4.
Нельзина О.,
Проблемы обучения программированию по курсу информатики в системе «школа-ВУЗ», http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1087&level1=main&level2=articles.
|