Методы
повышения мотивации школьников к изучению информатики в школе.
китайгородская
И.А.
Гимназия
им. акад. Н.Г. Басова при ВГУ
e-mail: kitaygorodskaya@mail.ru
По мере взросления у многих учеников
заметно снижается интерес к учёбе. Это связанно как с физиологическими аспектами,
так и с уменьшением элемента новизны в изучаемых ими предметах. В связи с этим,
необходимо на протяжении всего времени обучения поддерживать мотивацию школьников к обучению.
Частичной причиной потери интереса к учёбе является
наличие большого объёма информации, создающего у ребёнка ощущение компетентности в
той или иной сфере. При этом ребёнок
самостоятельно не может осознать степень поверхностности имеющихся у него
знаний. Способность учителя распознать
такого рода знания и помочь ученику получить более глубокие знания является
одной из актуальных целей современного обучения.
Особенность сложности мотивации к изучению информатики
сочетает в себе, как присущую другим предметам описанную выше проблему ощущения
компетентности у ребенка (на деле означающую поверхностность знаний), так и
ошибочную ассоциацию предмета исключительно с
работой на персональном компьютере. Проникновение персонального компьютера в жизнь
современного школьника, использование его
на уровне бытового прибора дома,
практически исключило элемент новизны и, как следствие, снизило
мотивацию к предмету как таковому.
Повышение уровня учебной мотивации возможно только при
комплексном использовании многих аспектов организации учебного процесса. Для
повышения мотивации школьников к
изучению информатики, необходимо менять отношение детей к изучению этого
предмета, делать его более серьёзным и осмысленным.
Индивидуализация процесса обучения может стать одним
из ключевых моментов в решении данной проблемы и должна осуществляться по
нескольким составляющим, таким как содержание, объём и время усвоения
изучаемого материала. При этом необходимо посвятить время каждому ученику в
соответствии с его возможностями и желанием.
Для мотивации к изучению предмета, можно предложить
детям рассматривать его, как средство для достижения трёх основных целей [3]:
1. Умение использовать компьютер достаточно
квалифицированно, что обязательно пригодится в любой профессии;
2. Навыки написания простых прикладных программ,
необходимые в профессиях, предполагающих возможность создания вспомогательных программ
«для себя»;
3. Получение глубоких знаний и умений в области
программирования, позволяющих создавать сложные программные продукты не только
«для себя», но и «для других».
Ученику необходимо самостоятельно или с помощью
учителя решить, что он хочет получить от изучения информатики, с учетом
навыков, необходимых в его будущей профессии. Здесь возникает проблема, которая
в настоящее время вызывает широкий
интерес со стороны многих учёных, а именно, проблема профессионального
самоопределения школьников и студентов. [1] Задача учителя попытаться помочь ученику сделать свой выбор и одновременно
постараться расширить понимание сути
предмета информатика.
Использование в настоящее время готового программного
обеспечения не требует от большинства пользователей навыков написания программ.
Тем не менее, для грамотного пользователя ПК необходимо знание основ
информатики. При этом основной упор необходимо делать на те категории учащихся,
которые в дальнейшем не связывают свое профессиональное образование с
информатикой как таковой. Другая группа учеников, более глубоко интересующихся
предметом, должна получать дополнительную информацию индивидуально.
Целесообразно в старших классах применение метода контекстного
обучения[2], с помощью которого можно
подготовить школьника к продолжению учебы в ВУЗах. Этот метод подразумевает
подчинение изучения общеобразовательных дисциплин интересам будущей
профессиональной деятельности, в результате чего обучение должно приобретать
более осознанный предметный (контекстный) характер, что в свою очередь должно
способствовать усилению познавательного интереса и познавательной активности.
Кроме того, для повышения мотивации к изучению
информатики целесообразно использование её связи с другими предметами. При этом
необходимо учитывать наличие профильного обучения во многих школах, что даёт
возможность повысить интерес учащихся к информатике, показывая её тесную связь
с предметами, по которым они получают углублённое образование. Этот подход дает
положительный результат как в мотивировании ученика к изучению информатики, так
и к тому предмету, где информатика была использована как прикладное средство.
Библиографический список:
1.Белоусова В.В.
Профессиональное самоопределение школьников и студентов в сфере информационных
технологий /В.В. Белоусова// Информатика и образование. – 2007. - №3. – С.105-106.
2.Вербицкий А.А. Активное обучение в
высшей школе: контекстный подход. /А.А. Вербицкий// М.: Высшая школа, 1991.
с.204
3.Горстко А.Б. Информатика для
школьников. /Горстко А.Б., Чердынцева М.И. //
– Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. с.3-15
|